«Резолюция 15/10/25»
Резолюция круглого стола «Социальная кооперация и развитие инициатив негосударственного цифрового сохранения культурного наследия. К 15-летию проекта „Сохраненная культура“», прошедшего 15 октября 2025 года в рамках Пятой международной конференции «Современная культура и коммуникации»
(г. Санкт-Петербург)
Обобщая многолетний опыт известных в России и за ее пределами частных некоммерческих проектов и инициатив по цифровому сохранению наследия, участники круглого стола обратили внимание на следующие закономерности и проблемы, присущие их предметной сфере.
Как в момент перелома эпох в XX веке, так и в современности продолжают развиваться негативные явления, приводящие к гибели материальных носителей и исчезновению оцифрованных объектов культурного наследия.
В условиях одновременного отсутствия у граждан культуры бережного отношения к носителям знаний о прошлом и недостатка государственной координации деятельности, которая могла бы объединить служащие одной цели государственные и общественные усилия, а также социальные инициативы технологического бизнеса в данной сфере, огромная часть культурного наследия уже потеряна и будет теряться, поэтому необходимы срочные меры, которые частично помогут сохранить исчезающее наследие прошлого.
Непосредственно оцифровка объектов наследия и знаний является необходимым, но не достаточным условием цифрового сохранения наследия, требуется предметная деятельность по привлечению внимания к отечественной истории, культуре и духовно-нравственным ценностям, находящих воплощение или связанных с различными видами текстового, графического, аудио-, видео- и иного вида наследия, и ознакомлению с ним за счет удобных и востребованных форматов и сервисов.
Применение цифровых технологий в сфере сохранения наследия раскрывает новые горизонты для использования искусственного интеллекта (ИИ), обработки больших данных, распознавания образов, построения трехмерных пространств и создания интерактивных сред для представления и продвижения культурного наследия России и мира; а также создает новые методы в исторических и краеведческих исследованиях, освоение которых, как и изучение соответствующих цифровых технологий, требуют специальной системы подготовки кадров и повышения квалификации для заинтересованных лиц.
При этом главным ключевым фактором, определяющим успешность негосударственных инициатив, выступает кооперация ценящих историю и наследие родной страны энтузиастов и специалистов из организаций различных форм собственности и сфер деятельности, как при совместном объединении усилий отдельных проектов и организационно-технической интеграции их сервисов, так и при формировании социальных групп, объединенных общей целью и ценностями и заинтересованных в достижении, в первую очередь, не личных, коммерческих или служебных целей, а в общественном результате.
Нехватка соратников и волонтеров во всех негосударственных проектах и инициативах, сложность рассматриваемой междисциплинарной сферы, активно развиваемая привычка к цифровому потреблению, а не к творческому созиданию, огромные и все возрастающие объемы развлекательного и обиходного контента, а также конкурирующая за внимание пользователей информация, сгенерированная технологиями искусственного интеллекта (ИИ), и иные причины не способствуют росту популярности участия людей, включая школьников и студентов, в деятельности по цифровому сохранению, ознакомлению и изучению культурного наследия. Также в силу названных обстоятельств наблюдается отток пользователей у многих инициатив и проектов.
Общим для всех препятствием в деле сохранения культурно-исторического наследия выступают нормы национального законодательства об интеллектуальной собственности, закрепившие и оформившие противоречия между общественными интересами и интересами правообладателей, из-за чего сокращаются возможности по некоммерческому использованию и доступу к культурно-историческому наследию России, когда, в первую очередь, страдают объекты, для которых не истек срок охраны исключительных прав - преимущественно созданных в России и СССР в XX веке.
Для таких объектов отсутствуют законодательные нормы, позволяющие преодолевать монополию интеллектуальной собственности, действуя в общественных целях сохранения наследия, что зачастую вынуждает частные инициативы по сохранению культурного наследия отказываться от реализации важных идей и приводит к отсутствию культурных достижений и знаний прошлого в свободном и бесплатном доступе в цифровом пространстве, то есть к их неизвестности и фактическому исчезновению.
Непростым вопросом является организация взаимодействия частных инициатив с государственными учреждениями культуры, существующими в сложном административном поле с большим количеством ограничений, что затрудняет обмен знаниями, опытом, технологиями и объектами с негосударственными проектами и социальными группами.
Все указанные выше негативные процессы усугубляются тем, что информационные ресурсы и сервисы, предназначенные для цифрового сохранения культурного наследия, все чаще становятся объектами противоправных действий, направленных как на уничтожение хранимых ими знаний, так на нарушение их работоспособности. Кроме того, форматы данных и программное обеспечение, использованные во многих проектах с начала эпохи Интернета, устаревают, что приводит к потере доступа к ресурсам и сервисам.
Эти и другие проблемы и барьеры, не вошедшие в "Резолюцию 15/10/25″ и стоящие на пути негосударственных инициатив по цифровому сохранению наследия, не поменяют мнения ее авторов и участников круглого стола «Социальная кооперация и развитие инициатив негосударственного цифрового сохранения культурного наследия. К 15-летию проекта „Сохраненная культура“» о важности предметной деятельности.
Нам представляется крайне важным и актуальным, чтобы уполномоченные органы государственной и муниципальной власти, учреждения культуры, науки и образования различных форм собственности, иные организации и лица в России способствовали:
(1) усилению государственной координации процессов по цифровому сохранению наследия, созданию единой классификации процессов и объектов в сфере сохранения наследия и формированию лучших практик государственных и негосударственных инициатив по цифровому сохранению наследия и широкому распространению информации об их реализации, а также проведению инвентаризации хранилищ неоцифрованных носителей знаний культурно-исторического и (или) научного содержания с установлением моратория на их ликвидацию (списание);
(2) включению информации о деятельности в сфере цифрового сохранения культурного наследия в программы дисциплин средней, средней специальной и высшей школы и целенаправленному расширению действия юношеских и молодежных волонтерских инициатив на сферу исследования и цифрового сохранения культурного наследия;
(3) изменению законодательства об интеллектуальной собственности в целях сохранения и обеспечения массовой доступности культурно-исторического наследия в части сокращения сроков охраны произведений, а также создания условий по свободному использованию без получения дохода в целях обеспечения доступа (доведения до всеобщего сведения) объектов авторских и смежных прав без разрешения авторов или иных правообладателей и без выплаты им вознаграждения;
(4) создание эффективных механизмов кооперации между государственными и муниципальными учреждениями культуры и негосударственными проектами, разрешающих свободный и безвозмездный обмен знаниями, объектами и технологиями между ними.
Авторы «Резолюции 15/10/25» и участники круглого стола осознают неполноту собственных представлений о действительности и перспективах общественного и технологического развития, поэтому резолюция открыта для любых комментариев и критики. Мы надеемся, что наша резолюция поможет привлечь внимание к целям и задачам обеспечения защиты и представления культурно-исторического наследия, знаний и ценностей прошлого в условиях стремительных процессов цифровой трансформации, что может способствовать росту интереса к изучению родной истории, семейной памяти и повышению уважения к ним в России и в мире.